Начало…

Первые элементы женского нижнего белья появились в Древнем Египте. Женщины носили тонкую сорочку на бретельках, которая начиналась под грудью. Сама грудь оставалась открытой. А в Древней Греции родился предок современного бюстгальтера. Это были широкие полоски ткани или кожи. Их называли строхионы и использовали для сжатия груди (чтобы она не мешала во время танцев или гимнастических упражнений) и остановки ее роста (по тогдашним канонам красоты идеальной считалась маленькая грудь).

На мозаике IV века представлены римлянки в бюстгальтере и трусах. Но данные вещи были только формой для соревнований и не использовались ежедневно. Они были выполнены из тонкой кожи. Немного позже римлянки добавили шнуровку. Таким образом возник прообраз корсета, который стал популярен только в средние века.

Бурное развитие нательного белья началось в XII веке. Наряды девушек были очень облегающими, в моду вошла осиная талия. Чтобы добиться желаемого результата, дамы затягивали себя в корсеты, от чего часто падали в обмороки. Первые модели были далеки от совершенства, поэтому о каком-либо удобстве не могло быть и речи. В это время корсет был не нижним бельем, а самостоятельной деталью гардероба.

Среди устрашающих фактов из истории корсета стоит вспомнить, что поначалу его использовали не только в косметических целях, чтобы скрыть недостатки фигуры. В данном изделии между грудными железами размещали деревянные и металлические бруски, которые призваны были исправлять недостатки строения тела женщины. Вес корсетов был внушительный и мог достигать 20 кг.

В XV веке пришла мода на максимально обнаженную грудь. Для того чтобы ее поднять, корсет дополнительно подвязывали поясом.

Прародители женских трусиков — панталоны, которые называли кальцоне, — появились во времена Екатерины Медичи в XVI веке. Они были похожи на укороченные мужские штаны и доступны были только для очень состоятельных женщин. Корсеты и вовсе стали конструкциями на металлической основе. Церкви было выгодно сделать женщин как можно менее привлекательными, потому и был создан культ плоской фигуры. Все делалось с тем, чтобы грудь была как можно меньше — дошло до того, что девочкам во время сна ставили металлические плиты на грудную клетку.

В XVII веке вернулась мода на пышные формы. Корсеты стали более женственными. Их начали украшать вышивкой, кружевом и изготавливать из атласа или шелка. И тут церковь опять начала бороться с соблазнительными предметами женского туалета. Они считались развратными. Более того, кардинал Мазарини издал документ, которым было запрещено изготавливать любые подобные вещи.

Также среди представителей тогдашнего высшего общества сложилась традиция носить нижнюю рубашку. До XVII века она была признаком состоятельности и даже являлась предметом роскоши. Рубахи стали украшать драпировками, жабо, воротниками и другими элементами.

Европейское белье появилось на Руси во времена царствования Петра I. Носили его только дворяне и чиновники, а производили старательно и кропотливо из очень качественных тканей (батист и тонкий лен). Отделывали белье вышивкой и плетеным кружевом.

Но мода быстротечна, и постепенно стала цениться естественная красота. Китовый ус, из которого изготавливали корсеты, стал более эластичным, поэтому сделать очень узкую талию уже не представлялось возможным. Следующий этап в развитии нижнего белья выпал на времена Великой французской революции (XVIII век). Для дам корсет стал не полноценной одеждой, а интимным элементом. Его носили под платьем, скрывая от чужих глаз.

Только в начале XIX века появились нижние рубашки и тонкое трико, надевающиеся под одежду. Изделия для женщин и мужчин были одинаковы по фасону. Трусов в современном понимании все еще не было — мужчины использовали подштанники, женщины вообще обходились без этой детали туалета. Только в восточных странах было принято одевать под юбки и платья длинные широкие штаны.

Прошло не так много времени и в середине XIX века женщины стали носить более 2 кг белья — штаны, сорочку, «юбку приличия», корсет, нижние юбки… А зимой к этому комплекту добавлялось еще и согревающее белье. Не удивительно, что к окончанию века в Англии было создано «Эстетическое движение», участники которого выступали против деформации женского тела и требовали упрощения одежды для дам.

Так к концу XIX века появилось настоящее женское нижнее белье. Его изготавливали из тонких тканей (шелка и батиста), украшали кружевом, вышивкой. Это были широкие, свободные трусы, стянутые внизу оборками. Сегодня их называют панталонами. Они могли быть разной длины, их декорировали бантиками, лентами, рюшами.

В начале XX века появился новый популярный фасон — прямое платье с заниженной талией. Под него стали надевать короткую комбинацию-рубашку с тугим бюстгальтером, сжимающим грудь, пояс для чулок и панталоны.

Привычный для женщин бюстгальтер изобретали не один раз. Первая попытка датирована 1889 годом, когда француженка Эрмине Кадоль в мастерской Le Bien-Etre продемонстрировала держащие чашечки две сатиновые ленты, прикрепленные сзади к корсету. В 1899 году немецкая швея Кристина Хардт представила «женскую фуфайку на лямках с укрепленными чашечками для груди». Немного позже Мэри Фелпс Джейкоб получила патент на так называемый «бесспинный лифчик». А уже в 1903 году врач Гош Capo создала первый в мире бюстгальтер. Он представлял собой разрезанный пополам корсет. Верхняя часть — бюстгальтер, нижняя — пояс.

Стечением времени все короче и откровеннее становились юбки, блузки и платья, соответственно, и нижнее белье претерпевало изменения — панталоны укорачивались и в конечном итоге превратились в современные бикини, трусики-танга и стринги, а бюстгальтеры теперь не только необходимый элемент одежды, но и предмет коллекционирования.